25 июля в г. Иркутске состоялось заседание Межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал. «Уникальность экологической системы озера Байкал, его статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, а также правовые нормы Федерального закона «Об охране озера Байкал» диктуют необходимость при решении социально-экономических задач отдавать приоритет задачам сохранения его экосистемы, минимизации техногенной и антропогенной нагрузки на БПТ, в первую очередь – в пределах ее центральной экологической зоны», - заявил на нём глава Минприроды России Сергей Донской.
Отмечено, что Социально-экономическое развитие Байкальской природной территории (БПТ) в центральной экологической зоне должно иметь преимущественно туристско-рекреационную направленность, при этом развитие туристской инфраструктуры может происходить только при приоритетном учете природоохранных ограничений.
При осуществлении мероприятий по социально-экономическому развитию Байкальского региона необходимо учитывать последние изменения законодательства в данной сфере: 28 июня 2014 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу Байкальской природной территории). Данным законом внесены изменения в Водный и Градостроительный кодексы, Федеральные законы «Об охране озера Байкал», «Об экологической экспертизе», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Документом восстановлен в полном объеме институт государственной экологической экспертизы проектной документации объектов строительства на БПТ в качестве обязательной меры по защите уникальной экологической системы озера Байкал, введен запрет на размещение отходов производства и потребления I-III класса опасности в центральной экологической зоне БПТ. Закон разрешает перевод земель лесного фонда в границах центральной экологической зоне БПТ, занятых защитными лесами, в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
Вместе с тем, по словам С.Донского, в настоящее время имеются проблемы как социально-экономического, так и природоохранного характера, которые необходимо решать в тесном взаимодействии и комплексе. В частности, серьезные проблемы связаны с практической реализацией принятых в субъектах Российской Федерации Байкальского региона программ и разработанных схем обращения с отходами, в первую очередь с ТБО. Это проблемы профилактики образования мест несанкционированного размещения ТБО, требующие комплексного решения вопросов сбора, сортировки, транспортировки, использования, обезвреживания и захоронения отходов, что относится к компетенции и задачам органов региональной и муниципальной власти.
По сообщению заместителя руководителя Росприроднадзора Амирхана Амирханова Минприроды России и региональные власти ускорят создание единой системы управления отходами на БПТ. С 2011 по 2014 гг. в ходе рейдовых мероприятий Росприроднадзор совместно с региональными органами исполнительной власти выявил 168 мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов общей площадью 220 га. На сегодняшний день ликвидировано 128 объектов площадью 120 га. В 2013 году в прибрежных районах озера Байкал на территории Республики Бурятия проведено более 10 экологических акций с участием порядка 2500 человек, в результате которых вывезено около 2 тыс. м³ мусора. В Забайкальском крае с 2013 по 1 квартал 2014 года было проведено 8 экологических акций – вывезено около 400 т мусора.
По словам А. Амирханова, Минприроды России планирует увеличить размеры штрафных санкций за экологические нарушения, совершенные в пределах БПТ. В настоящее время на территории Республики Бурятия отсутствуют полигоны для размещения опасных промышленных отходов. В Байкальском регионе даже отсутствуют разработанные территориальные схемы санитарной очистки населенных пунктов. В рамках реализации федеральных и региональных целевых программ предусматривается строительство объектов обращения с твердыми бытовыми отходами, а также очистных сооружений.