Еще 20-25 лет тому назад все были уверены, что продукты питания, которые приготовлены в домашних условиях, можно смело отнести к «зелёным». В XXI же веке ситуация кардинально изменилась. Сегодня покупатель должен обращать внимание на великое множество факторов и показателей, которые влияют на качество нашей еды. Многие потребители, совершая ежедневные покупки, стремятся выбирать только те продукты, которые не содержат вредных добавок, усилителей вкуса, опасных красителей, искусственных компонентов и так далее. Именно это и обуславливает тот факт, что продажи «зелёных» продуктов с каждым годом в России только увеличиваются.
На что нужно обращать особое внимание?
Желание производителей увеличить свои доходы очень часто приводит к тому, что некоторые экопродукты не соответствуют обязательным стандартам в данной области. Российское законодательство, которое не может похвастаться четкими формулировками и отсутствием всевозможных лазеек, очень часто даёт возможность недобросовестным производителям вводить покупателей в заблуждение, ставя на свои продукты маркировки, которые не соответствуют действительности. Такие производители делали упор на том, что их продукты питания не представляют опасности для жизни и здоровья покупателей, но может ли такое оправдание считаться достаточным?
Покупатель должен иметь право осознанного выбора продуктов, что должно базироваться на информации, полученной в результате профессионального исследования. Российские законодатели учли все замечания и несовершенства в отечественном законодательстве, представив общественности новые нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы стандартизации экопродуктов.
Каким стандартам должны соответствовать настоящие экопродукты?
Производители «зелёных» продуктов отмечают, что настоящие экопродукты должны производиться по строгим и обязательным для всех стандартам:
- запрещено использовать искусственные вещества;
- не допускается использование опасных пестицидов;
- нельзя применять генетически модифицированные добавки;
- категорически запрещено использовать различные ускорители роста.
Такие строгие требования очень часто заставляют недобросовестных производителей их нарушать, мотивируя это слишком высокими затратами на соблюдения всех технологических процессов. Эксперты же склоны видеть эту ситуацию в немного другой плоскости. Никто не спорит, что выращивание экопродуктов требует значительных финансовых и временных затрат. Нужно не только выполнять технологию производства, но и строго соблюдать временные параметры работы, технологии сбора, переработки, хранения и транспортировки экопродуктов.
Неэффективные законы или недобросовестные производители?
Профильные министерства и ведомства склоны винить и самих производителей, которые не спешат переходить на новые стандарты работы. Очень часто заявки на получение сертификата соответствия оказываются неполными или недостоверными, что значительно тормозит процесс их рассмотрения. Многие производители даже не понимают, что «зелёные» продукты питания должны не только быть сделаны в экологически чистой местности, но и соответствовать ряду критериев.
Крупные же производители, которые дорожат своей репутацией и местом на рынке, лучше всего следят за решением данного вопроса. Им проще работать в строгих рамках действующего законодательства и экологических норм, нежели нарушать их, рискуя потерять своих постоянных и потенциальных покупателей.
Государство готово сегодня поддерживать «зелёных» производителей, но и они должны активнее работать в части приведения своего бизнеса к нормам российского законодательства.