Проведенный на сайте eco63.ru опрос подтвердил вывод, который мало для кого стал открытием — наиболее актуальная проблема больших городов — это загрязнение воздуха. Эту проблему более половины наших читателей обозначили как главную.
Контроль воздуха налажен, проводится постоянно, а данные оперативно публикуются на официальном сайте Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области. Например, по состоянию на вчерашний день (
- В г.о.Самара в течение прошедших суток содержание формальдегида превышало норму в 4,3 - 4,8 раза. В Октябрьском районе среднесуточная концентрация углеводородов превышала норму в 1,2 раза. Уровень радиационного γ-фона в 07 часов составил 12 мкР/час.
- В г.о.Тольятти, в Центральном районе города, наблюдались превышения норм в 1,3 раза по содержанию диоксида азота и формальдегида. Уровень радиационного γ-фона в 07 часов составил 12 мкР/час.
- В г.о.Новокуйбышевск, в течение указанного периода времени, превышений санитарных норм по содержанию наблюдаемых примесей не отмечалось. Значение радиационного γ-фона в 10 часов составило 09 мкР/час.
- В г.о.Чапаевск, в течение прошедших суток, не зафиксировано превышений нормативов по содержанию наблюдаемых примесей. Уровень радиационного γ-фона в 10 часов составил 10 мкР/час.
- В г.о.Сызрань, в целом по городу, концентрация формальдегида превышала норму в 1,9 раза. Среднесуточная концентрация диоксида азота в районе автовокзала составляла 2,0 ПДК, в районе Образцовской площадки – 2,2 ПДК. Значение радиационного γ-фона в 10 часов составило 11 мкР/час.
- В г.о.Отрадный в течение указанного периода времени концентрация формальдегида превышала среднесуточную норму в 2,4 раза.
Посмотрим, как эту проблему пытаются решать.
В 2012 году администрацией г.о. Самара была принята "Экологическая программа городского округа Самара" на 2013 - 2015 годы. Общий объем финансовых потребностей на весь период реализации Программы составляет 157 427,9 тыс.рублей. (
Основными источниками загрязнения атмосферы городского округа Самара являются предприятия строительной, топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей, металлургической, авиационно-космической отраслей промышленности, а также автомобильный и железнодорожный транспорт. Предприятия расположены на всей территории городского округа Самара, однако наибольшая их часть сосредоточена в районе так называемой Безымянской промзоны, расположенной в северо-восточной - восточной - юго-восточной части городского округа Самара.
Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха городского округа Самара являются формальдегид, фенол, окислы азота, хлористый водород.Вклад предприятий в выбросы от стационарных источников с учетом их объединения по укрупненным отраслям промышленности распределяется следующим образом:
- предприятия нефтепереработки (топливная подотрасль) - 66%;
- электро- и теплоэнергетика - 14%;
- стройиндустрия - 5%;
- металлопереработка и машиностроение (с учетом предприятий металлургии) - 8%;
- объединенные прочие - 7%.
На протяжении последних лет основной причиной загрязнения атмосферного воздуха городского округа Самара стал автомобильный транспорт.
На территории городского округа в 2011 году количество зарегистрированного автотранспорта составило 378,359 тыс. единиц, в том числе легкового - 308,574 тыс. единиц, грузового - 42,345 тыс. единиц, автобусов - 9,092 тыс. единиц, иного - 18,348 тыс. единиц.
Доля автотранспорта в общих выбросах загрязняющих веществ в воздушный бассейн городского округа оценивается в 73,2%.
По состоянию на начало 2011 года, суммарные годовые выбросы автотранспорта по городскому округу оцениваются в 100,054 тыс. тонн.
Преобладает смешанная структура транспортных потоков по магистралям (доля грузового - 45%, остальные 55% - на все другие виды транспорта). Расчетные скорости движения по магистралям составляют не более 40 км/час, но в реальности не превышают 18 - 20 км/час. Коэффициент загрузки перекрестков находится в диапазоне 0,61 - 2,3, следовательно, за один светофорный цикл проехать перекресток невозможно (особенно в часы пик). Такие перекрестки являются источниками дополнительного загрязнения воздушной среды.
Существующие в настоящее время транспортная схема города и технические параметры автомобилей не обеспечивают нормативного качества атмосферного воздуха. В настоящее время наблюдается значительное превышение ПДК по диоксиду азота, оксиду углерода, группе суммации 6009 (диоксид азота, диоксид серы) на всей территории центральной части города.
Не пытаясь возражать против намеченных мероприятий:
1. Мониторинг состояния окружающей среды;
2. Обеспечение экологически безопасного сбора, вывоза, переработки и обезвреживания отходов;
3. Организация и развитие экологического воспитания, образования и формирования экологической культуры;
4. Восстановление и сохранение природных объектов.
Мы все же задаем себе вопрос — а где воздух? О его проблемах так хорошо сказано во введении, в констатирующей части Программы, но решения практически не затрагивают воздух, автотранспорт, результаты не обозначены.
Известно, что мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта всегда имеют комплексный характер и могут быть подразделены на градостроительные мероприятия, технические и управленческие.
1. Градостроительные мероприятия: а) строительство автомагистралей в обход городов и населенных пунктов; б) изоляция зданий от дорог, тротуаров многорядными посадками кустов и деревьев; в) размещение жилых и особенно детских учреждений в глубине кварталов, подальше от дорог; г) сооружений транспортных развязок на разных уровнях, магистралей-дублеров.
2.Организация движения городского транспорта: а) ограничение проезда грузовых машин по городу; б) организация оптимальной работы светофоров («зеленая волна») и транспортных развязок; в) оптимизация скорости движения машин (при 60 км/час наименьшие загрязнения); г) расширение перевозок пассажиров электротранспортом.
3. Технические мероприятия: а) регулировка двигателей внутреннего сгорания, особенно состава смеси, поступающей в цилиндры; б) снижение, замена и полное исключение свинца в топливе; в) добавление в топливо присадок, снижающих содержание CO, альдегидов, сажи в выхлопных газах; г) замена бензина метанолом, сжатым и сжиженным газом, а еще лучше - водородом; д) нейтрализация (обезвреживание) выхлопных газов; е) фильтрация выхлопных газов дизелей от сажи; ж) замена обычных автомобилей электромобилями.
С учетом сказанного мы сформировали новый опрос, который как раз и ориентирован на возможные решения проблемы воздуха. Действительно, одно Министерство проблему не решит, но тогда тем более хотелось бы знать, где и как администрация области и города планирует проводить мероприятия по улучшению ситуации с воздухом. Ясно только одно — ситуация сама исправляться не будет, а возрастающие потребности наших граждан будут только увеличивать количество автомобилей. Так что решение нужно искать по возможности быстрее.