Мы провели ряд опросов мнения наших читателей. При всем несовершенстве метода и небольших размерах выборки определилась следующая картина:
- Наиболее актуальными темами признаны «природные ресурсы», «отходы», «питание».
- Среди природных ресурсов наибольшую обеспокоенность вызывает состояние воздуха.
- Среди главных причин загрязнения воздуха называется транспорт.
- Наиболее актуальный фактор — наличие старых автомобилей.
Попробуем рассмотреть эту тему, которая волнует многих. Есть подозрение, что среди посетителей сайта большую часть составляют жители городов. Мы уже писали о том, что в Самаре примерно 70 процентов загрязнения воздуха приходится на транспорт. Кстати, в Москве этот процент еще выше.
Очевидно, мы не можем надеяться на то, что проблема «рассосется», что все владельцы автомобилей пересядут на лошадей или как минимум на велосипеды. Хотя в определенном смысле увлечение автомобилями является модой, оно продиктовано не только необходимостью перемещаться по миру, но и новым образом жизни.
В свое время была популярной некоторая романтика, заключающаяся в том, что человек в драных кедах должен был уйти подальше или залезть повыше, разжечь там костер и петь песни о морях, экспедициях и о других красотах, которые он не видел и имел мало шансов увидеть. Сегодня стиль сменился, и модно с озабоченным видом искать парковку, отказываться от угощения («за рулем»), выезжать на природу с мангалом в багажнике и так далее.
Но вернемся к старым автомобилям. Точнее, к тем из них, которые не соответствуют нормам выбросов. Каким образом можно уменьшить их количество?
- Запретить использование — но это несерьезно, поскольку их владельцы используют старые машины не из вредности, а из-за нехватки средств. Кроме того, как только будут ликвидированы старые автомобили, некоторые новые перейдут в их разряд.
- Поменять транспорт за счет государства — и это невозможно, поскольку легко представить, какие махинации при этом возникнут. Да и почему налогоплательщик должен платить за удовольствие автомобилиста?
- Ограничить использование (скажем, не допускать наиболее вредные автомобили в определенные районы города) — но ветер сделает свое дело.
- Поставить фильтры. Эта мера кажется одной из наиболее реальных. Стоимость фильтра относительно невелика, а эффект может быть ощутимым. И если даже не будет полного соответствия нормативам, количество выбросов уменьшится.
- Наконец, прекратить выпуск автомобилей и автобусов устаревшего образца. Посмотреть на качество автобусных и грузовых парков, которые используют транспорт более интенсивно, чем личные автомобили.
Вывод — мы (то есть общество, включающее как администрацию, так и простых граждан) должны подумать над тем, можно ли найти эффективный способ фильтрации вредных выбросов (такой опыт уже есть) и, самое главное, подумать над разумной схемой проведения этой кампании и контроля за результатами.
Свое мнение Вы можете высказать, проголосовав на главной странице.