По данным социологических исследований, предпочитаемый состав в лозунгах выглядит следующим образом:
Здоровье человека, здоровая семья, благоприятная окружающая среда – 72%. Стабильность – 53%. Природа, дом – 46%.
На первое место в числе главных проблем ухудшение экологической обстановки ставили 29% респондентов, а нерациональное использование природных ресурсов – 17%.
Среди проблем, оцениваемых как значимые для будущего детей респондентов, ухудшение экологической обстановки заняло четвертое место (41%).
В целом, причины вялой реакции нашего человека на экологические мотивы частично прозрачны ("не до жиру, быть бы живу"), частично схожи с проблемами развитых стран прошедших десятилетий (массовое экологическое сознание нигде не возникало само по себе, а стало результатом целенаправленных усилий интеллектуальных элит и общенациональных кампаний), но есть и специфика, связанная с нашей историей и культурой.
Если принять как данное, что пассивное отношение к роковым обстоятельствам (безусловно, нами интуитивно относятся и экологические угрозы) неотъемлимо присуще русскому характеру, в отличие от европейского, то насаждение экосознания на русской почве западными методами следует признать безнадежной затеей. Существуют и физические различия пространств, в которых обитают народы русские и европейские.
А для экосознания необходимо не только ощущение заботы о детях, но и ощущение родства с более далекими потомками, хотя бы с внуками и правнуками, поскольку оно, в частности, заставляет понять непорядочность безграничного заимствования ресурсов у следующих поколений. Эта проблема является куда более сложной.
В настоящее время воздействовать на людей экологической тематикой можно лишь через точно выверенные, ограниченные каналы. К таким, например, относится склонность к состраданию живому существу.
Подобрав экологические лозунги и афoризмы к кадрам c животными, предлагаю посмотреть авторские плакаты и...подумать.