Самарская межрайонная природоохранная прокуратура проиграла первый иск к областному правительству с требованием принять на баланс региона бесхозяйные скотомогильники, общее число которых в области достигает 447, пишет "Самарское обозрение".
Природоохранная прокуратура настаивала на включении в реестр имущества государственной собственности Самарской области скотомогильников в Шенталинском районе, которые, по данным прокуратуры, продолжают использоваться, однако не отвечают требованиям безопасности. Многие из них огорожены обычными жердями, забор и ворота требуют ремонта, а сами скотомогильники не запираются.
Как следствие, к любому из этих 22 объектов возможен случайный доступ людей и животных. Между тем здесь часто хоронятся больные животные, поскольку с 1973 г. на территории Шенталинского района постоянно регистрируются случаи их заболеваемости лептоспирозом.
В прокуратуре не исключают угрозы возникновения и распространения и других заболеваний. Тем более что процесс использования скотомогильников никем и никак не контролируется, в них могут хорониться и животные, павшие от болезней, способных передаваться человеку.
Судья Михаил Сурков позицию прокуратуры не поддержал, указав, что хотя законодательство обязывает субъекты РФ нести бремя содержания скотомогильников, "из этого не следует обязанность по содержанию всех скотомогильников, в частности бесхозяйных", и у самарского Белого дома, следовательно, "отсутствует обязанность принять на свой баланс данные скотомогильники".
12 ноября прокуратуре было отказано в удовлетворении иска. В Самарской природоохранной прокуратуре заявляют, что с решением суда не согласны и готовятся его обжаловать.
По данным Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, всего на территории региона зарегистрирован 461 скотомогильник (биотермическая яма). Из них только четыре находятся в нормативном состоянии. Из остальных 457 большинство "не имеет сплошного двухметрового забора, нет траншеи, нет обваловки, а имеющиеся ограждения (при наличии) требуют ремонта, отсутствуют навес, замки на воротах и крышках, что не обеспечивает препятствия для свободного доступа на их территорию", как отмечает самарский межрайонный природоохранный прокурор Евгений Корнилов. Собственники имеются только у 14 объектов.
Напомним, что согласно «Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» существует ряд требований, предъявляемых к скотомогильникам:
“Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.
5.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.
5.4. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: — жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) — 1000 м; — скотопрогонов и пастбищ — 200 м; — автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории — 50 — 300 м.
5.5. Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.
5.6. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 — 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
5.7. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.” На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается: — пасти скот, косить траву; — брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.
Кто же должен отвечать за соблюдение этих требований?
В законодательстве по этому вопросу возникает путаница.
Так, в рамках ранее действовавшего федерального законодательства (статья 7 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») за органами местного самоуправления были закреплены полномочия на осуществление деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Пунктом 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469, было определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные — являются объектами муниципальной собственности. Кроме того, в правилах закреплялась обязанность местной администрации по представлению государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно — эпидемиологического надзора, проводить выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы (пункт 5.1). Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ обязанность обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения была исключена из круга полномочий органов местного самоуправления. Вместе с тем, вплоть до 2007 года отсутствовали ведомственные нормативные правовые акты, разрешающие возникшую правовую коллизию. В 2007 Минсельхозом России издался приказ от 16.08.2007 №400 «О внесении изменений в Ветеринарно-санитарные правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», которым был отменен пункт 6.1 Правил в части отнесения не принадлежащих организациям скотомогильников к объектам муниципальной собственности.
Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по содержанию скотомогильников, закрепляя правомочие местной администрации исключительно на проведение выбора и отвода земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы. Можно лишь сделать вывод о том, что раз прокуратура уже занимается данным вопросом, то последняя инстанция, куда следует обратиться это Роспотребнадзор или же экологические фирмы.